Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
+7 (34241) 4-32-10 rztnk2@yandex.ru
Расписание работы
  • Директор Ольга Николаевна Синицкая,
    часы приема: пн-пт 9.00-18.00, обед 13.00-14.00.
  • Зам. директора по финансам
    Татьяна Николаевна Карина
    ,
    режим работы: пн-пт 9.00-18.00, обед 13.00-14.00;
    сб, вс - выходные.
  •  

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА ЧАЙКОВСКОГО ПРИКАМЬЯ

12 октября 2016 г. 2740

Чайковский (бывший Фокинский) район – один из самых южных районов Прикамья, сложившийся в 1-й пол. 20 века.

Давние традиции, широчайшие возможности и богатейшее историко-культурное наследие связывает многие поколения жителей Чайковского района.

 

Благодаря удобному географическому местоположению, в кон. 19-нач. 20 в. превратился в ремесленный и торговый центр обозначенного региона. В конце 19 в. через сёла Фоки и Сайгатка проходили основные сухопутная и речная дороги, связывающая села и деревни района с близлежащими крупными городами Оса, Сарапул и Воткинск.

На территории района успешно традиционно развивались ремесло и торговля.

В селах Фоки и Сайгатка регулярно проводились базары: летом по воскресеньям, зимой по понедельникам, а 9-11 марта и 21-23 ноября - ярмарки. Торговали зерном, куделей льна и конопли, семенами льна, продуктами животноводства, промтоварами, бакалеей, обозно-шорными изделиями.

Фокинский (ныне Чайковский) район издавна считается льноводческим и деревообрабатывающим. Льноводство, ткачество, деревообработка были одними из главных занятий жителей юга Прикамья.

Многие вещи, необходимые для повседневной жизни, крестьянин умел делать сам. Особенно удавалась обработка дерева и льна.

 ДЕРЕВООБРАБОТКА. Во всяком ремесле были свои секреты. Например, затевая стройку, хозяин точно знал, с какого участка леса выбрать строевые деревья, в какое время года и в какие месяцы подсекать лес, когда его рубить, чтобы изба долго жила. Потом дом всем миром в один день под крышу подводили. Почти каждый крестьянин своими руками мог сделать берестяные туеса и посуду, сплести лапти и корзины.

На территории Чайковского муниципального района сохранилось и успешно развивается уникальное народное искусство деревообработки – художественная обработка бересты, художественная резьба по дереву.

По традиции то, что делает человек для собственного пользования в быту, должно быть функционально, красиво и символично. Изделия современных мастеров продолжают сохранять эти традиционные свойства. Сегодня с уверенностью можно сказать, что Народные мастера Прикамья, мастера-берестянщики Константин Медведев и Владимир Даутов овладели не только традиционным направлением в работе с берестой, но и внесли много нового, интересного и необычайного в берестяной промысел.

В Арт-центре «Шкатулка композитора» можно увидеть совершенно не традиционные изделия из бересты: сюжетные картины из бересты в технике аппликации, выжигание по бересте. Владимир Даутов рисует на бересте картины с использованием самой фактуры бересты – болячек, наплывов, наростов, сучков. Константин Медведев использует авторскую двойную ажурную резьбу по бересте в изготовлении женских украшений из бересты – подвесок, заколок для волос, бус, браслетов и др. Новейшие современные авторские разработки в берестяном промысле позволили получить Константину Серафимовичу Медведеву самое высокое звание – Народный мастер России.

ЛЬНОВОДСТВО. На протяжении многих столетий выращивание и обработка льна, изготовление одежды и других льняных изделий ложились на плечи женщин. Прикамские женщины славились непревзойденным искусством узорного и ручного ткачества, вышивки и тонким художественным вкусом. Льняные, тканые длинные полотенца с широкой полосой вышивки или тканого узора на концах были в ходу на крещении и свадьбе, а также в повседневной жизни.

Творчество – тканье полотенец, поясов, занавесей, скатертей, то есть всего того, что преображало дом, наполняло его красотой, было способом самовыражения, самодостаточности и силы духа, которое заключалось в характере женщины.

Фонды МАУК «Чайковский районный центр развития культуры» ежегодно пополняются предметами быта, в том числе, и обрядовыми полотенцами, которые хранились (и сохранились) в семье. Каждое полотенце несет в себе память о важнейших событиях в родовом доме. В них закодирована не одна жизнь, ведь сберегли их прямые потомки тех, кто их создал.

Невеста, переступая порог дома жениха, должна повесить свое полотенце в новом доме…

Лучшее полотенце приносили в церковь священнику с надеждой на силу его молитв…

В память об усопшей дарили на кладбище ее полотенца близким и друзьям…

Конечно, традиции и обрядность меняются, как меняется наша, теперь уже индустриальная эпоха, и невеста уже не ткет полосатенькую ткань на штаны жениху, но еще многое живо! И свадебными полотенцами скрепляют брачный союз и дарят полотенца на новоселье, юбилеи и т.д.

В современном мире хаотического нагромождения агрессивной рекламы, переизбытка информации необходима эмоциональная защита от подобной окружающей среды. И сегодня обрядовые полотенца являются защитой, оберегой для будущей семьи, для новорожденного, для нового дома.

Мастер узорного ткачества – Светлана Геннальевна Яхьяева освоила виртуозную технику браного ткачества, характерного для нашего района кон. 19 – нач. 20 в. Льняное белое полотно полотенца заканчивается праздничными, чаще всего красными или бордовыми концами, и это красное поле заткано сложнейшими геометрическими фигурами. Некоторые эти тканые узоры воспринимают как вышивку гладью. Но нет, это и есть браное ткачество.

Мастер успешно трансформирует традиционную культуру в современный мир, ярче всего это проявляется в повседневных предметах: поясах, сумках, чехлов под сотовые телефоны и др. Тканые изделия Светланы Яхьяевой – вполне творческое живое проявление народного духа.

Мастер ручного ткачества Мария Александровна Юркова широко использует народный опыт, накопленный мастерицей на протяжении многих лет. За ткацкий станок Марию Александровну с десяти лет посадила ее мама и показала первые технические приемы по изготовлению половиков с геометрическим орнаментом, характерным для Южного Прикамья. Каждый половик несет на себе печать того глубоко национального художественного мира, который сформировался в душе женщины всем укладом родительского дома. Изделия ручного ткачества: половики, накидки на мебель, плетенные круги можно увидеть в магазине «Сундучок» г. Пермь, салоне «Бабушкин клубок», г. Санкт-Петербург и арт-салоне г. Казань.

КЕРАМИКА. Для Чайковского (бывшего Фокинского) района гончарный промысел нехарактерен, поскольку «земли очень бедные», на территории качественной, «жирной» глины, пригодной для изготовления керамических изделий, нет. На протяжении длительного времени для крестьянских построек употреблялся в основном необожженный кирпич (сырец), обожженный кирпич появился позднее, во 2-й пол. 20 в., в связи со строительством города. Повсеместно крестьяне широко использовали глину для изготовления глинобитных печей в домах. В начале ХХI в. глинобитные печи можно еще увидеть в деревнях: Аманеево, Злодарь Чайковского района. Обычно глину мяли ногами, из построек имелся только навес, под которым делались и сушились кирпичи. По воспоминаниям старожилов с. Сайгатка посуду привозили из Кунгура, Сарапула, продавали на ярмарках и базарах. Не смотря на то, что сохранились воспоминания о том, что необливную посуду делали в крестьянских хозяйствах Тельновых и Горбуновых, о кустарном промысле говорить не приходится. Однако в каждом крестьянском доме можно было встретить глиняную игрушку или свистульку, сделанную руками стариков, старших братьев или сестер.

С 2007 по 2012 годы при поддержке МАУК «Чайковский районный центр развития культуры» в Доме народного творчества и ремесел Уральского сельского поселения был реализован проект «Глиняная фантазия». На средства гранта была закуплена муфельная печь для обжига глины. Воспитанники творческой студии «Глиняная фантазия» принимали участие в районных и городских конкурсах, выставках, ярмарках.

Продолжая начатую деятельность по сохранению и развитию народных промыслов и ремесел Чайковского Прикамья, на базе МАУК «Чайковский районный центр развития культуры», в Центре ремесел активно развивается редкое направление – изготовление сувенирной продукции из керамики. Для успешной реализации керамического ремесла заключен договор с администрацией ООО ПКФ Кирпичный завод, установлена муфельная печь для обжига глины (привезена из Дома народного творчества и ремесел Уральского сельского поселения), мастер-методист по керамике Елена Леонидовна Каменских занимается возрождением народного творчества, сохранением традиций, разрабатывая сувенирную продукцию с тематикой города Чайковского, Пермского края, также занимается организацией и проведением семинаров и мастер-классов по изготовлению изделий из керамики.




КОНТАКТЫ


Адрес:
617762, Пермский край, г. Чайковский, пер. Камский, д.6
Телефон:
+7 (34241) 4-32-10

НАПИШИТЕ НАМ


Согласитесь с соглашением