Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
+7 (34241) 4-32-10 rztnk2@yandex.ru
Расписание работы
  • Директор Ольга Николаевна Синицкая,
    часы приема: пн-пт 9.00-18.00, обед 13.00-14.00.
  • Зам. директора по финансам
    Татьяна Николаевна Карина
    ,
    режим работы: пн-пт 9.00-18.00, обед 13.00-14.00;
    сб, вс - выходные.
  •  

Мастер-классы 3 марта

10 марта 2010 г. 6245
Мастер-классы 3 марта

3 марта в Чайковском районном центре развития культуры прошло 4 мастер-класса «Hand made» (ручная работа): «Художественная обработка бересты», «Изготовление народной игрушки - куклы», «Плетение поясов», «Изготовление оберега из древесины». Участниками стали люди разного возраста и разных профессий, выбравшие одно из предложенных направлений.

Самое большое количество желающих поучаствовать собралось на мастер-класс «Изготовление народной игрушки - куклы».
«Вообще на Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых. Но вначале хочу сказать, что названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли», - так начала свой увлекательный рассказ ведущая мастер-класса, директор Центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел п. Новый Удмуртской Республики Поткина Людмила Николаевна, с первых слов заинтриговав присутствующих и настроив их на творческий лад.
Прежде чем выбрать, какую народную куклу сделать, каждый познакомился с краткой историей кукол, с давних времен сопровождающих человека с момента его рождения.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом.
При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини, и поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну
Каждому из нас в жизни приходится сталкиваться с трудностями и преодолевать препятствия. Свои жизненные задачи мы решаем по-разному - думаем, пробуем, спрашиваем совета, обучаемся.
В русских сказках, где герои идут за своим счастьем, своей участью, им помогают волшебные вещи, сказочные герои и божества. Мы тоже мечтаем иметь такого могущественного помощника, друга, с которым легче и интереснее будет жить и преодолевать невзгоды. Вот с такой маленькой волшебницей - русской традиционной куклой-закруткой познакомились участники мастер-класса, сделали своими руками и  теперь игрушка живет в их доме.
Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.  Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.
В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка,
Подрастая, дети тоже начинали сами «вертеть» таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Одна из участниц в процессе изготовления куклы разоткровенничалась и сказала, что делает куклу в подарок себе на 60-летие. Каждый старался приложить максимум усердия, ведь по старинному поверию кукла похожа на свою хозяйку.  
Вот и готова кукла. Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Все участники решили оставить ее себе, чтобы украсить любимый уголок дома. А на подарок самым дорогим и близким изготовили вторую.

Мастер-класс «Художественная обработка бересты» проводил ведущий специалист Центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел п.Новый Удмуртской Республики Соболев Игорь Валентинович.
В начале 90-х годов Игорь Валентинович освоил азы мастерства и стал серьезно заниматься ремеслом, пришедшим к нам из глубины веков - обработкой бересты. Постоянное стремление к прекрасному заставляет его искать все более изысканные методы улучшения внешнего вида создаваемых им вещей.
Работа с берестой - процесс трудоемкий, требующий усидчивости, развитого воображения, фантазии, планомерных действий, умения анализировать и прогнозировать результат. Не все дети и взрослые обладают этими качествами. Аудитория, работающая на мастер-классе, состояла из новичков, впервые решивших попробовать свои силы и смастерить своими руками изделие. Поэтому все этапы работы мастер продумал заранее и выбрал наиболее рациональный ритм для начинающих. Мастером была выбрана комбинированная форма занятия,  которая включала в себя теоретическую часть (рассказ-беседа, просмотр образцов изделий), и практическую часть - освоение приемов работы, изготовление изделия. Отношение мастера было предельно доброжелательным.
Процесс обучения  был построен от простого к сложному. В ходе работы мастер-класса его участники получили достаточно полное представление об основных свойствах бересты, искусстве изготовления изделий из бересты, а так же освоили некоторые приемы и способы изготовления малого туеса. Первая деталь, самая главная и демонстрирующая вид готового изделия – это так называемая рубашка. На листе, приготовленном для рубашки, выбрали участок с наиболее чистой поверхностью и выкроили из него заготовку по ширине и длине. Тем же порядком, но с меньшими требованиями к чистоте отрезали заготовки для подкладки и внутренней стенки. Сформировали их по длине для начала одинаковыми.  Детали для дальнейшей работы были готовы. Чтобы закончить рубашку и перейти к следующим деталям, нужно вырезать на ее концах замковые элементы и свернуть рубашку в кольцо. Здесь нужно было просто геометрически рассчитать и наметить на бересте линии, по которым потом вырезать замок. Главное здесь - не ошибиться в разметке и не перепутать направляющие, запирающие элементы, чтобы избежать возникающих при монтаже искажений и перекосов. Каждому элементу должно четко соответствовать свое место на материале. Важно, как заметил мастер, шов замка внутренней стенки должен быть расположен напротив шва замка рубашки. От этого зависит прочность, внешний вид и герметичность туеска. После установки края выравниваются и получившийся цилиндр слегка растягивают изнутри, чтобы его стенки как можно плотнее прилегли друг к другу.
Донышко вставляется в туесок сверху под углом и нижней кромкой по одной из сторон  сразу же садится на основание шва изнутри, а дальше с помощью деревянного брусочка и киянки аккуратно забивается до конца.
Крышку мастер вырезал заранее при помощи лобзика так же, как и донце, материал здесь  толщиной 8-10 мм. С помощью наждака подгоняется размер крышки так, чтобы она плотно входила в туесок и была наружной плоскостью на уровне с верхом изделия.
Теперь осталось прикрепить к крышке ручку. Выкраиваем берестяные дужки, вставляем в специальные отверстия и закрепляем палочкой - «зубочисткой». Устанавливаем крышку на место и получаем прекрасное  изделием. Открыв крышку снова,  изнутри вам ярко засветит ласковое берестяное солнышко.
Оказывается, для того, чтобы изготовить изделие из бересты, используются довольно доступные, простые ручные инструменты: сверло, лобзик, стамеска, нож, металлическая линейка, молоток, резцы-косяки, пробойники и др. В ходе поэтапного показа технологии изготовления туеса мастер неоднократно обращался к тому, как правильно и безопасно организовать свой труд. У всех участвующих в мастер-классе появилось чувство гордости за то поистине уникальное изделие, которое родилось в результате их совместного труда с мастером. Каждый с удивительной теплотой и желанием продолжать  обучение в дальнейшем, нес в руках свой туесок и был благодарен своему мастеру.

Мастер-класс по узорному ручному ткачеству провела методист Центра декоративно-прикладного искусства п. Новый Удмуртской республики – Яхьяева Светлана Геннадьевна.                             
Пояс – знак дороги, пути через образные и настоящие преграды (так же как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, которая имеет образ круга, часто является оберегом. Пояс бытует с древнейших времен.
Когда-то у нас пояса были непременным элементом повседневной и праздничной одежды: свой первый пояс дети получали при крещении и носили на теле под одеждой. В белорусских свадебных обрядах пояса были обязательными подарками. Сейчас пояса ткут в основном, люди, увлекающиеся народными ремеслами, реконструкторы, неформальная молодежь.
Искусство, которое у нас считается исконно славянским, на самом деле было очень широко распространено в Европе и Азии. Так, первым поясом, сотканным на дощечках (плоских квадратах с отверстиями по углам), считается так называемый «Пояс Рамзеса III», он датируется 1199 г. до н.э. Вслед за египтянами пояса стали ткать в Средней Азии и на Кавказе, потом в Европе.   
В славянских странах пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды.
Считалось, что пояса оберегали от несчастья, поэтому носить их было обязательным. Женщины носили пояса на талии, завязывая поверх передника. Мужчины завязывали пояс на животе или ниже живота, оборачивая его вокруг талии не менее двух раз. Пояс можно было завязать узлом впереди или сбоку, так чтобы концы свешивались на 20-40см.
Орнамент поясов всегда имел сакральное значение. Узоры по льняной основе перебирали разноцветными нитками, часто ткали слова. Концы поясов заканчивались яркими кистями или шариками. Каждая мастерица к свадьбе готовила по 100 и более поясов, одаривала на свадьбе жениха, родственников, друзей.
Плетение пояса, которому учили на мастер-классе, древнее по происхождению и несложное по технике – называется «дёрганье».
Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой «в ниточки». Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или «дёрганья» тесьмы.
Техника «дёрганья» - очень древний способ изготовления тесьмы. Подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Тесьма и пояса, изготовленные в технике «дёрганья» (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, - например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков).
Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса.    
Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей.
По окончании мастер-класса каждый участник смог унести плетеный своими руками пояс, и закончить его уже самому дома без помощи и поддержки мастера.

Увлекательным стало занятие по изготовлению оберегов, который проводил Николай Поткин – мастер из «Центра декоративно-прикладного искусства и ремесла» п. Новый.
Много нового и интересного узнали ученики о природном материале, из которого он изготавливает свои изделия – это древесина можжевельника. Целебные свойства можжевельника были известны еще в древнем Риме. Летучие выделения этого хвойного вечнозеленого ароматного растения, семейства кипарисовых, обеззараживают воздух. Фитонцидная сила этого дерева  в 6 раз больше других хвойных, в 15 раз - лиственных растений и в 20 раз больше, чем у чеснока. На Руси из можжевельника изготавливали нательные крестики. Благодаря целебным свойствам дерева, ношение такого крестика улучшало самочувствие, повышало жизненный тонус.
На занятии мастер продемонстрировал ученикам несколько изделий из этого древесного материала: ручка,  подставка для горячего, подсвечник и стаканчик. Образцы  оберегов: подкова, кубики, крестик – на любой вкус. За 1 час деревообработки ученики самостоятельно отшлифовали крестик. А мастер за это время создал ручку. Но одного желания начать мастерить мало. Необходимо приобрести специальные инструменты для деревообработки.  А навык  - мастер готов передать!
Сейчас многие родители переживают за здоровье своих детей, которых не «оторвать» от компьютерных игр. Предлагаем вариант проведения свободного времени всей семьей с пользой!  Ремесло требует времени и сил. Но дает возможность проявить свой талант, раскрыть свои умения, применить их с пользой. Ремесленные изделия - это уникальный товар, а семейная мастерская – это  рабочее место современного бизнесмена.

Центр развития культуры и в дальнейшем будет проводить мастер-классы «Hand made» на разнообразные темы (фелтинг, декупаж, изготовление мыла ручной работы, аксессуаров и много другое). Каждый желающий, поучаствовав в мастер-классах, сможет изготовить уникальные вещицы своими руками.




КОНТАКТЫ


Адрес:
617762, Пермский край, г. Чайковский, пер. Камский, д.6
Телефон:
+7 (34241) 4-32-10

НАПИШИТЕ НАМ


Согласитесь с соглашением