2 ноября в рамках IV Международного фестиваля современной музыки «Россия – Франция» - Музыкальный диалог» в зале музыкального училища г. Чайковского состоялся концерт современной музыки «Музыкальный диалог».
В концертной программе в очередной раз были смелые эксперименты и музыка с подлинным драматизмом. Московский Ансамбль Современной Музыки, отметивший свой 20-летний юбилей, многим слушателям, пришедшим на этот концерт, уже знаком: в июне этого года город Чайковский встречал участников и гостей Международного конкурса молодых композиторов и Всероссийского конкурса молодых пианистов. В Перми, где московский ансамбль выступал в музыкальном диалоге с французским ансамблем «ALEPH», фестивальная программа международных музыкальных коллективов стала ярким событием этого сезона.
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) - участник крупнейших международных фестивалей во многих странах мира – более 500 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам нескольких поколений, среди которых классики -Д.Шостакович, Н.Рославец, А.Шнитке и Э.Денисов (Россия), Э.Варез и Я. Ксенакис (Франция), Х.Лахенманн (Германия), Л.Ноно и Л.Берио (Италия) и другие. Многие произведения были специально написаны для МАСМ и посвящены ему. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит музыке молодых отечественных и иностранных композиторов. Московский ансамбль современной музыки объединил знаменитых московских солистов-виртуозов, чьи имена широко известны за пределами нашей страны. Это заслуженный артист РФ Олег Танцов (кларнет), лауреаты международных конкурсов - Михаил Дубов (фортепиано), Михаил Болховитин (скрипка), Сергей Асташонок (виолончель), Владислав Народицкий (скрипка, альт), Иван Бушуев (флейта). На сегодняшний день по качеству исполнения МАСМ по праву можно отнести к лучшим российским музыкальным коллективам. И не случайно право «первой руки» в презентации нового рояля принадлежало пианисту Михаилу Дубову, доценту Московской консерватории, кандидату искусствоведения.
В программе «Музыкальный диалог» звучали как классические композиции - «Элегия» Сергея Рахманинова, музыка Дмитрия Шостаковича «Три фантастических танца», так и новаторская, эксцентричная музыка - «В манере Гогена» Сергея Павленко для скрипки, виолончели и фортепиано, композиция «Гохуа» Олега Пайбердина для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Эти музыкальные пьесы, виртуозно исполненные артистами МАСМ, вовлекали слушателя в сложные музыкальные ассонансы и диссонансы. И историческая пьеса пермского музыканта Игоря Машукова «Бог, водами носимый» - экспансивно выразительная, полная драматизма, буквально завораживала слушателей, держа в напряжении до самых финальных звуковых колебаний.
Свежее в программном выступлении - «Голос» Тору Такемицу в исполнении Ивана Бушуева (соло для флейты). Эта пьеса экспериментальна, с новыми звучаниями: музыка инструментальная перекликается с голосовым вкраплением, получается своеобразный диалог: голоса - звука и голоса внутреннего. Это самурайская тематика полна неожиданностей и загадок: «Кто здесь? Кто бы то ни был – откройся!»
На этот концерт «МАСМовцы» привезли с собой артистов студии современного танца из г. Перми – «Choreography studio modern of Maya Vdovichenko». Майя Вдовиченко, Ольга Костарева, Николай Цыба, Эдуард Куштанов ярко проиллюстрировали несколько музыкальных композиций – Игоря Мащукова «В Пермском зверином стиле» и Александра Чайковского «Прелюдия и буги-фуга», выразительным языком танца передав сложность музыкальной эксцентрики.
Музыкальный диалог состоялся... Оставил ли след в душе каждого, кто пришел на концерт? Может, просто дал повод поговорить о том - какая она, эта современная музыка? Точно одно: современные музыканты работают на будущее. Пожелаем футуристам в музыке дальнейших открытий и успехов!